Главная » Воспитание детей

Воспитание детей учреждении дополнительного образования

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48 Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ,
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ,
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИМИТАЦИЯ ,
  • СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ,
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

В статье представлены типология детских объединений, учреждений дополнительного образования детей и аргументация подхода к решению данной задачи. Автор, руководствуясь социально-педагогической концепцией А.В. Мудрика, выводит многообразие воспитательных организаций из социокультурных функций, необходимых для воспроизводства социальных отношений.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Образование и наука , Куприянов Борис Викторович

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Куприянов Борис Викторович Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48 // Образование и наука. 2006. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-popytka-obosnovaniya-kontseptsii-48 (дата обращения: 08.07).

Куприянов Борис Викторович Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48 Образование и наука (2006). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-popytka-obosnovaniya-kontseptsii-48 (дата обращения: 08.07).

Куприянов Борис Викторович (2006). Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48. Образование и наука URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-popytka-obosnovaniya-kontseptsii-48 (дата обращения: 08.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Куприянов Борис Викторович Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48 // Образование и наука. 2006. №2 С.48-55.

Куприянов Борис Викторович Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48 Образование и наука (2006).

Куприянов Борис Викторович (2006). Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) 48. Образование и наука

Виды и формы дополнительно образования детей

Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» [ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11)]. Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

Существуют следующие модификации учреждений дополнительного образования детей, которые отличаются рядом специфических особенностей на качественном и количественном уровне: городское, окружное, долговременное, временное, профильное, многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, Дворец, Дом творчества, станция, Центр творчества, студия, школа искусств, клуб, детский лагерь, детский парк.

Но для всех этих учреждений основной деятельностью является образовательная: они создаются с целью реализации образовательных программ дополнительного образования по одному или нескольким видам деятельности; в их деятельности преобладают образовательные программы; они оказывают образовательные услуги в интересах личности ребенка; их работа направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.

Учреждения, имеющие основными другие виды деятельности, не могут быть отнесены к данному типу образовательных учреждений.

Образовательное учреждение не создается извне. Оно является результатом сложного процесса возникновения и саморазвития, ориентированного на конкретные условия и учитывающего интересы и потребности конкретных детей и взрослых. Это объясняет уникальность каждого учреждения дополнительного образования детей, его отличие от других как по содержанию, так и по организационной структуре. Все учреждения дополнительного образования детей строят деятельность, исходя из особенностей собственного развития, качественных характеристик, окружающего социума, его потребностей и при взаимодействии с другими учреждениями.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются[ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11)]:

- в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

- в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

- посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Виды дополнительного образования, организованные для детей, как правило, различны. Анализ дополнительного образования показывает, что наиболее частые виды дополнительного образования для детей - это курсовое обучение различным дисциплинам. Дополнительное образование организовывается так же, как другие виды профессионального образования, - по конкретным образовательным программам. При этом программы для детей имеют свою специфику. Возрастной контингент - вот критерий составления программы дополнительного образования детских курсов.

Совершенствуя виды дополнительного образования для детей, добавляются важные моменты в становлении личности, в ее ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование помогает детям получать разностороннее образование по выбранной специальности.

Виды дополнительного образования детей переживают период становления, постоянно совершенствуются и направлены на индивидуальное творчество детей. Проведя анализ дополнительного образования можно сделать вывод, что современные виды дополнительного образования состоят из трех областей:

- территориальной сети факультетов дополнительного образования;

-кадров, включающих работников, профессионалов системы дополнительного образования,

- содержания образования, состоящего из авторских программ отдельных педагогов.

Ребенок в дополнительном образовании познает смысл жизни, обретает начальные знания. При этом не важно, какие виды дополнительного образования организованы в том или ином центре дополнительного образования. Главное - желание педагога обучить детей.

Основными задачами деятельности учреждений дополнительного образования детей являются следующие:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития,

укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.

Таким образом, анализ дополнительного образования определил виды дополнительного образования, учебное заведение может приступать к организации этого самого дополнительного образования по различным специальностям.

Программа развития учреждения дополнительного образования детей

Программа развития – нормативно-управленческий документ, свидетельствующий о том, как в учреждении, с учетом конкретных условий, создается собственная модель образования детей. Это необходимый инструмент самоидентификации учреждения, его самоопределения и, одновременно, форма фиксации всей системы новшеств, осваиваемых в конкретном учреждении.

Программа развития учреждения – документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий:
  1. - исходное состояние системы;
  2. - образ желаемого будущего состояния этой системы;
  3. - состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Структура данного документа, его объем во многом зависят от выбора учреждением цели своего развития, желания представить себя как уникальное явление в образовательной системе региона. Поэтому важными требованиями к программам развития учреждений дополнительного образования детей являются:
  1. - индивидуальность, соответствие специфике учреждения, его организационной культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т.д.;
  2. - реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном учете всех ресурсов.

Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей чаще всего имеет следующие разделы.

1. Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения (паспорт). Краткий исторический очерк; сведения об организационно-правовом статусе, о кадровом составе, о детских творческих объединениях, программно-методическом, материальном, техническом и другом обеспечении жизнедеятельности. Описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направлены усилия.

2. Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития:
  1. - внешней среды (информация о микросоциуме, его специфических особенностях, об источниках социального заказа; данные социологического исследования социального состава, уровня, интересов и потребностей основных заказчиков на дополнительное образование, степени их удовлетворения; определение своего места в ряду других учреждений дополнительного образования детей на территории; описание сложившегося взаимодействия, сотрудничества с другими учреждениями и организациями, работающими с детьми, органами управления образованием. На его основе:
  2. - определение тенденций возможного совершенствования, развития форм и направлений взаимодействия;
  3. - среды самого учреждения (результатов и условий педагогической деятельности, достоинств, недостатков образовательного процесса, его всестороннего обеспечения).

3. Концепция будущего учреждения. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты дополнительного образования детей, философия образования, цели, ценности и задачи образовательной деятельности учреждения.

Формулировки миссии, модели выпускника данного учреждения. Образ желаемого будущего состояния.

4. Этапы перехода учреждения в новое состояние (тактика реализации программ).

В данном блоке программы развития, кроме описания конкретных этапов перехода учреждения в новое состояние, конкретизации направлений развития, формулируются операциональные этапы в соответствии со спецификой дополнительного образования детей.

Здесь могут быть подразделы:
  1. - управление реализацией программы;
  2. - учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс;
  3. - описание особенностей образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм деятельности и педагогических технологий, системы педагогического мониторинга;
  4. - организация экспериментальной площадки и карта инновационной деятельности;
  5. - психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации программы;
  6. - материально-техническое обеспечение реализации программы.

Решение о разработке программы развития учреждения дополнительного образования детей принимается всем коллективом и администрацией.

Стратегия развития учреждения разрабатывается и для того, чтобы повысить его конкурентноспособность и увеличить привлекательность для потребителей.

Разработка программы развития учреждения связана с серьезной и сложной работой, и процесс ее создания – это результат организованной, слаженной работы многопрофильной команды.

Совпадая по содержанию и логике с многими структурами образовательной программы учреждения, программа развития может быть включена в нее в качестве отдельного модуля, после соответствующего сокращения.

Независимо от выбора следует помнить существенное отличие программы развития от других планов или программ учреждения (например – плана деятельности), к числу которых следует отнести:
  1. - четкую направленность на решение наиболее важных проблем, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения в целом;
  2. - прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа;
  3. - инновационность или целевое планирование деятельности по осуществлению нововведений в учреждении;
  4. - системный подход в управлении;
  5. - опору на ясную, актуальную концепцию развития.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-popytka-obosnovaniya-kontseptsii-48, http://studopedia.ru/10_179689_vidi-i-formi-dopolnitelno-obrazovaniya-detey.html, http://old.iro.yar.ru/resource/distant/advanced_education/expert/05.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения