Главная » Поведение ребенка

Помощь детям с нарушениями поведения

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии-Наталья Борякова. Читать онлайн

соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными.

• К числу наиболее известных методов психокоррекционной работы с аутичными детьми является холдинг-терапия, терапия «ежедневной жизнью» и др.

В России большинство детей и подростков с аутизмом обучаются в специальных школах для умственно отсталых детей, в массовых школах (при этом нередко выводятся на домашнее обучение), содержатся в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. В 2002 году разработаны методические рекомендации по организации работы Центров помощи детям с РДА (Письмо Министерства образования России от 24 мая 2002 г. № 29/ 2141-6). В концепции помощи аутичным детям (К.С. Лебединская, С.А. Морозов, 1993, О.С. Никольская, С.А. Морозов, 1994) рассматриваются принципы и организационная структура подобных Центров. Дети, напрвленные в Центр, поступают вначале в консультативно-диагностическое подразделение, где уточняется диагноз. Если состояние ребенка соответствует профилю Центра, то ребенок направляется в одно из коррекционных подразделений. Основная коррекционная вертикаль подразумевает такую динамику развития воспитанника, когда сохраняется необходимость его обучения и воспитания в специальных условиях с использованием традиционных для коррекции РДА методов и преимущественно индивидуальных форм работы. Дополнительные коррекционные вертикали могут включать сеть дошкольных и школьных экспериментальных групп и классов. При создании и развитии помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений целесообразно придерживаться следующих принципов:

– комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;

– интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;

– преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах;

– учет интересов аутичного ребенка при выборе методического подхода;

– индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

– систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка. В настоящее время существуют два специальных образовательных учреждения для аутичных детей – в Москве и Санкт-Петербурге.

С детьми и подростками, страдающими аутизмом, работают некоторые негосударственные образовательные учреждения. Широкую известность получила общественная организация «Добро», возглавляемая С.А.Морозовым.

1. В чем сущность синдрома РДА?

2. Охарактеризуйте психологические особенности дошкольников с РДА.

3. Как организуется помощь детям с РДА за рубежом?

4. Как организуется помощь детям с РДА в России?

3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности

Несмотря на некоторые различия в трактовке понятия «девиантное поведение», все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. На сегодняшний день принципиальным критерием «социальной нормы» служит отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию, а порой и выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации.

Причины отклоняющегося от норм поведения можно подразделить на:

– причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

– причины социального и психологического характера;

– причины, связанные с возрастными кризисами (прежде всего с подростковым).

С позиции психопатологии детского возраста в категорию детей с девиантным (отклоняющимся) поведением включаются дети с психопатиями, акцентуациями характера. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий. Этиология психопатий связана либо с наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями. Не исключается влияние длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Акцентуации характера – временные изменения характера, сглаживающиеся или, наоборот, обостряющиеся по мере взросления (А.Е. Личко, 1983). Применительно к дошкольному возрасту эти понятия обычно не употребляются, так как процесс формирования личности только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной

Дети с нарушениями

Проблема детей с нарушением общения и поведения сегодня очень актуальна. В пубертатном периоде у подростков она становится причиной нарушений полового созревания, которое может задержаться или, напротив, наступить раньше времени.

Педагоги образовательных учреждений констатируют тот факт, что с каждым годом трудных детей становится все больше, поэтому так важно на ранних этапах определить являются ли данные нарушения нормальной (не болезненной) реакцией детской психики или же причина их возникновения - скрыто протекающие болезненные расстройства (шизофрения. депрессия, неврозы ).

Нарушения поведения у детей

Поведение некоторых детей может вызывать опасение. Как правило, первыми, кто на это обращает внимание, являются родители, учителя или воспитатели.

Нарушение поведения у детей проявляется по-разному. неадекватные реакции на замечания, непослушание, снижение успеваемости, агрессия. Родители и воспитатели замечают эти изменения в первую очередь. Если они не могут справиться с ребенком самостоятельно, то обращаются к психологам и психотерапевтам.

Основные причины нарушения поведения у детей это:

  • Особенности воспитания (социально-педагогическая запущенность);
  • Личностные врожденные особенности, приводящие к девиантному поведению;
  • Невротические расстройства (фобии, энурезы, тики и т.д.) после минимальных мозговых дисфункций или перенесенных перинатальных энцефалопатий, либо после сильного психологического стресса;
  • Эндогенные психические заболевания, то есть заболевания ЦНС, связанные с нарушением в головном мозге обменных процессов.

Некоторые из перечисленных вариантов могут проявляться одновременно или быть похожими друг на друга, поэтому детям с нарушениями необходима консультация специалиста, чтобы распознать проблему вовремя, а если есть необходимость, то назначить лечение.

Дети с нарушением общения

С нарушением поведения тесно связана проблема общения, особенно часто возникающая у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Замкнутость, необщительность, целенаправленное избегание сверстников и воспитателей приводит к проблемам с социальной адаптацией, у ребенка мало или практически нет друзей.

Чтобы решить проблемы детей с нарушением общения нужно выяснить их причину. Первая из них – сложные взаимоотношения в семье, когда к ребенку предъявляются слишком высокие требования. Вторая причина - психофизические нарушения, а третья - наследственные заболевания.

Дети с нарушениями общения часто страдают следующими видами психопатологических расстройств, приводящих к отсутствию осознанной речи или общения с другими детьми, а также взрослыми:

  • Вербигерация - бессмысленное и неосознанное повторение одних и тех же слов;
  • Эхолапия - психопатологическое расстройство, когда ребенок повторяет сказанные другими слова;
  • Катаплексия - слабость вследствие перенесенных сильных эмоций;
  • Мутизм - ограничение общения без нарушений в речевом аппарате;
  • Автоматизм - самопроизвольные действия в результате бессознательной активности.

Некоторые из этих расстройств корректируются после прохождения соответствующего курса лечения, ребенок начинает общаться и осознанно говорить. Другие нарушения трудно поддаются лечению, а в особых случаях вовсе неизлечимы, поэтому к каждому малышу с такими проблемами нужен индивидуальный подход.

Родители, заподозрившие что-то неладное со своим ребенком, должны в срочном порядке обратиться к квалифицированному специалисту. Не стоит затягивать, ведь чем он старше, тем сложнее корректируются подобные состояния.

Нарушение полового развития

На поведение детей подросткового возраста существенное влияние оказывает пубертатный период, особенно в тех случаях, когда возникают нарушения полового развития – ускоренное или замедленное созревание.

У подростков с ускоренным созреванием сильное половое влечение появляется задолго до социальной зрелости. Дети с замедленным развитием стремятся самоутвердиться и могут стать объектом совращения старшими товарищами. Отклонения сексуального характера у подростков являются переходящими и зависят от ситуации. Среди них:

  • Эксгибиционизм (демонстрация собственной наготы);
  • Визионизм (подглядывание за обнаженными);
  • Манипуляции с половыми органами детей помладше или животных.

По мере взросления и появления нормальной половой жизни такие отклонения исчезают полностью, но при неблагоприятных случаях переходят в разряд дурных привычек и сохраняются вместе с нормальным сексуальным поведением.

Повышенная сексуальность в подростковом периоде может быть также признаком умственной отсталости, но такие нарушения обычно выявляются задолго до полового созревания и корректируются в специальных школах, а в период обострения - в психоневрологических стационарах.

Задача родителей и педагогов – своевременная диагностика любых отклонений в поведении, общении или половом развитии. Помните, что легче бороться с нарушениями у детей в дошкольном возрасте, чем лечить запущенные проблемы у подростка .

Причины нарушений поведения детей.


В число «трудных» обычно попадают не «худшие», а особенно чувствительные и легко ранимые дети. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя сильнее, чем более устойчивые дети.

А значит «трудный» ребенок нуждается только в помощи, а никак не в критике или наказаниях.


Есть 4 основных причины нарушения поведения детей:

  • Борьба за внимание – это потребность в тепле и внимании родителей. В ответ на нарушения поведения у родителей чаще всего возникает раздражение – а ведь ребенку нужно показать положительное внимание к нему.
  • Борьба за самоутверждение – потребность в признании ребенка как личности возникает на фоне чрезмерной родительской власти и опеки. У родителей зачастую возникает гнев, по отношению к «взбрыкнувшему ребенку», однако при такой ситуации, взрослым необходимо изменить свой контроль за делами ребенка и вспомнить о том, что упрямство и своеволие чада, так раздражающее вас, это форма мольбы «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом»
  • Желание отомстить – зачастую дети из чувства справедливости начинают все делать вопреки родителями. Мамы и папы обижаются. Но, может быть, нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам боль? Что с ним случилось? Может быть, вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, ее необходимо устранить.
  • Потеря веры в собственный успех – зачастую желание успеха, в возможность которого ребенок сам не верит – толкает его на плохое поведение. В этой ситуации, у родителей часто возникает чувство безнадежности, а порой и отчаяния. В такой ситуации родителям следует отбросить свои ожидания и претензии, организовать с ребенком совместную деятельность, ведь сам выбраться из тупиковой ситуации он не сможет. В это время родителям важно не допускать в адрес ребенка никакой критики и искать способ поощрить его даже самый маленький успех.

Всякое серьезное нарушение поведения ребенка и подростка – это прежде всего сигнал о помощи!
Переживания родителей – зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Задача родителей – перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
Важно знать, что при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их на прочность.

Источники: http://mreadz.com/read30669/p75, http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6787-deti-s-narushenijami.php, http://www.entuziast-center.ru/sovety-psixol/naruchenie-povedeniya-detei.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения