Главная » Поведение ребенка

Коррекция поведения детей с расстройствами аутистического спектра

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

на громкие голоса, крики детей.

Предметы красного цвета, громкие голоса детей слишком интенсивны для ребенка по своим сенсорным характеристикам. Повышенная чувствительность ребенка к определенной сенсорной модальности

Предложить ребенку простой разрешающий комментарий происходящего, заражая его своей спокойной интонацией, подчеркивая незначительность пугающего предмета или ситуации.

По возможности убрать крупные предметы красного цвета из интерьера группы.

Контролировать педагогу силу и громкость своего голоса.

Поддерживать в группе спокойную атмосферу.

Работа по коррекции проявлений нежелательного поведения велась в течение года. За это время удалось снизить чувствительность ребенка к определенным сенсорным модальностям: предметам красного цвета и крикам детей, снизить количество и интенсивность разрядов самоагрессии и агрессии по отношению к окружающим людям (матери, детям). У мальчика расширились привычные каналы взаимодействия с окружением, стал проявлять интерес к играм детей, появились попытки построения собственной, свернутой, игры. Учитывая выше обозначенные факторы, считаю, что разработанные приемы коррекции нарушений поведения для детей с расстройтствами аутистического спектра эффективны и полезны для педагогов, учителей-дефектологов, психологов работающих с этой группой детей.

1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская Е. Р. Либлинг М. М. 1990г.

2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога / С. С. Морозова. — М. Гуманитар. 2007

3. Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми / С. С. Морозова. — Самара: «Книга», 2008

4. Никольская О. С. «Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом»: Автореф.; канд. дис. Москва, 1985

5. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Е. Р. Баенская. М.М. Либлинг. — М. «Теревинф», 1997.

Применение метода функционального анализа поведения для коррекции нежелательного поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра 176

Аннотация

В статье описывается метод функциональной оценки поведения (Functional Behaviour Assessment), позволяющий исследователям и практикам определить причину, из-за которой возникает то или иное нежелательное (проблемное) поведение. Данный метод достаточно давно включен в стандарт знаний профессионального американского психолога и педагога, работающего с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). На сегодняшний день метод применяется и в отечественной практике. Функциональная оценка поведения используется при исследовании сложных поведенческих проблем, таких как агрессивное и деструктивное, в частности, самоповреждающее поведение. В статье подробно описывается случай применения метода функциональной оценки поведения для определения функций поведения у ребенка 9 лет с диагнозом расстройства аутистического спектра с целью составления программы коррекции нежелательного поведения. В заключении отражены возможности и ограничения применяемого метода.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

  1. Белопольская Н.Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей / Под ред. Т.А. Басиловой, Н.Л. Белопольской, В.А. Лониной // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. М. МГППУ, 2011. С. 10–15.
  2. Веденина М.Ю. Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичныхдетей для формирования навыков бытовой адаптации // Дефектология. 1997. № 2. С. 31–40.
  3. Девульф М. Дж. Андреа Л. Лайтон М.А. Поддержка позитивного поведения в психологической науке и образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: psyedu.ru. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012 /n4/57098.shtml (дата обращения: 17.03).
  4. Дробинская А.О. Дифференцированный подход к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Под ред. Т.А. Басиловой, Н.Л. Белопольской, В.А. Лониной // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. М. МГППУ, 2011. С. 20–23.
  5. Костин И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 1. С. 54–60.
  6. МакКланнахан Л. Крантц П. Расписания для детей с аутизмом. М. ОП Добро, 2013. 124 с.
  7. Мелешкевич О. Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: издательский дом «Бахрах-М», 2014. 208 с.
  8. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. М. ВЛАДОС, 2007. 176 с.
  9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л.М. Беткер. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013. 82 с.
  10. Рихмаер Е.А. Построение программы коррекции школьной дезадаптации (на примере случая из практики) // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 62–70.
  11. Эрц-Нафтульева Ю.М. Наглядные материалы и расстройства аутистического спектра. [Электронный ресурс] // Аутизм/АВА-терапия, 2013, № 5.
    URL: http://autism-aba.blogspot.ru/2013/05/visual-support-and-asd-p1.html (дата обращения: 29.05).
  12. Эрц-Нафтульева Ю.М. Жесткова Е.Б. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4. С. 24–31.
  13. BACB Professional and Ethical Compliance Code for Behavior Analysts. January 1, 2016 [Электронный ресурс]: URL: http://bacb.com/ethics-code/ (дата обращения: 05.02).
  14. Cooper J. Heron T. Heward W. Applied Behaviour Analysis. NJ: Pearson Education, 2007. 800 p.
  15. Iwata B. et al. The functions of self-injurious behavior: An experimental-epidemiological analysis // Journal of Applied Behaviour Analysis. 1994. Vol. 27.
    Pp. 215–240.
  16. Kokina A. Kern L. Social Story Interventions for Students with Autism Spectrum Disorders: A Meta-Analysis // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010.
    Vol. 40. Pp. 812–826.
  17. Miltenberger R.G. Behaviour Modification. Belmont, CA: Wadsworth Publishing, 2008. 688 p.
  18. O'Neill R. et al. Functional Assessment and Programme Development for Problem Behaviour: A Practical Handbook. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Company, 1997. 144 p.
  19. Smith T. Making InclusionWork for Students with Autism Spectrum Disorders: An Evidence-Based Guide. NY: Guilford press, 2011. 380 p.
  20. The functional behavior assessment. (FBA) [Web source]: Educate autism
    URL: http://www.educateautism.com/functional-behaviour-assessment.htmlh (дата обращения: 05.02).

doi:10.17759/psyedu.10.17759/psyedu12

doi:10.17759/autdd.10.17759/autdd02

doi:10.17759/autdd.10.17759/autdd06

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены

вопросы | ответы

Аутистическое поведение у детей

«Аутистическое поведение у детей» - диагноз, который часто стал встречаться вследствие неточной картины состояния ребенка и из-за недостаточной диагностической информации. Чаще всего, аутистическое поведение выступает маркером утяжеления течения патологического процесса в головном мозге ребенка. Аутистическое поведение может являться следствием истинно аутистического расстройства (детский аутизм-синдром Каннера, аутистическая психопатия - синдром Аспергера) или следствием неврологической патологии (изолированный аутистический эпилептический регресс, аутистический регресс при эпилепсии), психических расстройств (атипичный аутизм, шизофрения) и генетической патологии (синдром Ретта, синдром ломкой Х-хромосомы и др.).

Причины, вызывающие аутистическое поведение

Современная наука не может четко ответить на этот вопрос.
Патология в развитии детей возникает е период раннего развития мозга. Предположительно, аутизм может быть вызван прививками, тяжелыми инфекциями, пси-отравпирующими ситуациями в раннем возрасте, тяжелыми травматичными родами и т.д.

Симптомы аутистического поведения

Ребенок в поле зрения специалистов попадает в 2-3 года, когда нарушения становятся явными. В более раннем возрасте нередко истинная проблема маскируется задержкой речевого развития и нарушениями слуха.
Однако своевременная информированность родителей позволит заметить ранние признаки нарушенного развития у детей до 1 года:
• отсутствие улыбки и радостных эмоций у ребенка 5-6 месяцев;
• отсутствие гуления в возрасте 2-3 месяцев, а затем и лепета в 7-10 месяцев жизни;
• появление навязчивых похлопываний в ладоши, рассматривания своих пальчиков;
• ребенок не интересуется окружающей обстановкой, не указывает пальцем на интересующий предмет и не следит за его передвижением;
• индифферентное отношение к близким;
• повышенный или сниженный мышечный тонус, нарушение координации движений.

При дальнейшем развитии (прогрессировании) аутистического поведения появляются явные признаки с 1-2 лет:
• отсутствие интереса к контакту с родителями, сверстниками, отсутствует эмоциональная привязанность;
• вспышки агрессии и аутоагрессии (кусает себе руки, бьет себя по голове и прочее);
• нарушен глазной контакт;
• двигательные стереотипии (раскачивания, верчение головой, взмахи руками, потряхивания кистями, бег по кругу, постукивания и др.);
• однообразное поведение (пересыпание или переливание чего-либо, перебирание бумажки, перекладывание и расставление предметов в определенном порядке и пр.);
• нарушенное пищевое поведение;
• ребенок не применяет местоимения «я», а говорит во 2-ом и 3-ем лице;
• задержано речевое развитие; характерны эхолалии, неэмоциональность речи, вокализации, «птичий язык»;
• снижение уровня интеллекта.

Помочь ребенку с аутистический поведением может ранняя диагностика и правильная постановка диагноза, квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение и индивидуально подобранная медикаментозная терапия.
Диагностика аутизма включает в себя проведение электроэнцефалографии, консультаций психиатра и невролога (эпилептолога), реже - MPT или KT головного мозга (при подозрении на органический процесс).

Методов коррекции эутистического поведения великое множество, но основными все же являются медикаментозное воздействие и психолого-педагогическая помощь.
Спектр используемых психофармакологических препаратов включает, прежде всего, нейролептики, антиконвульсанты, различного рода стимуляторы.
Также существуют альтернативные варианты медицинских воздействий, например, метаболическая терапия аминокислотными композитами.

Метаболическая терапия аминокислотными композитами

Аминокислоты влияют на процессы регенерации нейронов, восстанавливают метаболизм, активизируют рост и дифференцировку новых нервных элементов, гармонизируют процессы возбуждения- торможения в ЦНС, а также пробуждают к активной работе «спящие» клетки мозга.

На фоне аминокислотной терапии наблюдается улучшение внимания и психоречевого развития, уменьшаются или исчезают стереотипии, купируется агрессия и аутоагрессия. Многие дети становятся более спокойными, контактными, самостоятельными и социально адаптированными.

Итак, прогноз при аутистическом поведении зависит от тяжести аутистических проявлений, наличия выраженных органических поражений и проявлений судорожной готовности коры мозга, темпа развития интеллекта, речи и времени постановки диагноза и лечения.

Видео

Источники: http://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8457/, http://psyjournals.ru/psyclin/2016/n1/Ovsyannikova.shtml, http://forsmallbaby.ru/autisticheskoe-povedenie-u-detej/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения